Продолжаем тему эксплуатации и ремонта автомобильных катализаторов:
Если диагностика состояния катализатора показала повышенное сопротивление проходу отработавших газов, то необходимо промыть катализатор, если вскрытие покажет что промывка невозможна (механическое повреждение) то следует заменить катализатор, в случае, когда замена катализатора экономически не целесообразна - удалить катализатор.
На большинстве современных автомобилей стоит 2 нейтрализатора: предварительный и основной.
Предварительный нейтрализатор встроен в выпускной коллектор (таким образом ускоряется его прогрев до рабочей температуры).
Теоретически для мотора каталитические нейтрализаторы только во вред – возрастает сопротивление выпускного тракта, плюс к этому для поддержания необходимой температуры катализатора на некоторых режимах есть необходимость обогащения смеси. Всё это ведёт к снижению характеристик двигателя как по мощности, так и по расходу топлива.
Между тем простое удаление катализатора часто усугубляет ситуацию, т.к. система отчистки отработавших газов на большинстве автомобилей плотно интегрирована в систему управления двигателем. Результатом может стать работа двигателя в аварийном режиме (CHESK ENDGINE) и как следствие ограничение мощности и повышенный расход. В случае если вы решили удалить катализатор предварительно узнайте о последствиях и способах их обойти у владельцев таких – же автомобилей (в интернете множество клубов любителей определенной марки авто). В общем только замечу, что в случае указанном на схеме первый датчик кислорода состояние катализаторов не отслеживает и удаление последних на его показания никак не скажутся, второй же датчик температуры можно обмануть установкой ввёртыша под датчик с целью привести показания датчика к тем что были при работе с катализатором. В случае, если второй датчик также является лямбдой следует быть аккуратнее – возможно удаление катализатора потребует перепрошивки блока управления двигателем (или же его коррекции).
В случае показанном на схеме на показания датчиков влияет состояние предварительного катализатора (основной стоит после датчиков и на них не влияет). Таким образом, теоретически правильно будет промыть предварительный катализатор и удалить основной. В итоге должно получиться минимальное сопротивление выпускного тракта без вмешательства в систему управления двигателем (ошибочные показания датчика температуры отработавших газов ,при вкручивании ввёртыша, тоже не есть good). Но это в теории а на практике надо учитывать состояния сот катализатора. Прогоревшие и просевшие- в утиль.
План работ намечен – промыть предварительный катализатор и удалить основной, можно начинать.
Снимаем выпускной коллектор – в нём интегрирован предварительный катализатор:
Сверху
Снизу
И снимаем выпускной коллектор.
Получаем в руки вот такой девайс:
Соты представляют собой довольно тонкие и длинные каналы, поэтому диагностировать состояние надо внимательно на просвет, используя небольшой и довольно яркий источник света с напряжением не более 12В (из соблюдения правил безопасности).
Наружный осмотр:
Состояние сот близкое к идеальному (при пробеге в 200тык)
Проверку на просвет сфотографировать не удалось, но эта элементарная операция не должна вызвать затруднений.
Был найден небольшой дефект, но не представляющий опасности и вреда:
Промывка проводится при отсутствии механических повреждений (прогар, просадка и т.д.) и наличии отложений уменьшающих проходное сечение.
Очень тщательно карбспреем продуваем соты. Если отложений много, то можно после продувки карбспреем замочить на ночь катализатор в емкости с соляркой. После чего повторить продувку карбспреем.
Не стоит забывать и о канале рециркуляции отработавших газов (ещё одна подлянка экологов):
Если всё таки пришлось удалить предварительный катализатор, то этот канал необходимо промыть с особенной тщательностью, иначе крошка может попасть во впуск и оттуда в сами цилиндры (тогда зеркалу цилиндров придётся не сладко).
Все операции проводимые с основным катализатором идентичны описанным на примере предварительного катализатора.
Далее собираем в обратном порядке с новыми (или очень хорошо очищенными старыми) прокладками, аккуратно ничего не забывая.
Ну и непосредственно удаление основного катализатора:
В моём случае достаточно было открутить две гайки крепления отводящей трубы и отогнуть трассу после нейтрализатора в сторону (на резиновых подушках всё прекрасно отогнулось).

Как не странно после 200 тысяч километров японский катализатор всё ещё полон сил.

Жалко конечно дорогущий катализатор, но цель - пробить катализатор и таким образом облегчить дыхание мотора.
Стена содержит гораздо больше вопросов/ответов, чем показанно здесь!
Чтобы посмотреть все нажмите кнопочку "Загрузить ещё"

Соты катализатора довольно легко пробились перфоратором с победитовым сверлом на 23мм. Однако удалять соты катализатора целиком я не стал, а пробил два отверстия и удалил излишки.

Цель только частичного удаления катализатора проста - соты оставшиеся вокруг стенок уменьшат резонансные колебания, а проходного сечения пробитого отверстия достаточно чтоб избавится от повышенного сопротивления прохождению выхлопных газов в районе катализатора.
В близи это выглядит так:

После удаления сот необходимо удалить их обломки из бочки катализатора. Для этого заводим машину и прогазовываем, пока пыль от керамики не перестанет идти из катализатора.
Далее прикручиваем отводящую трубу на место и наслаждаемся результатом.
Плюсом частичного удаления катализатора по сравнению с полным является отсутствие дребезжания в районе бочки катализатора и уровень ума аналогичный стоковому.
Как видим простое механическое удаления катализатора не представляет ни какой сложности. Хотя в сервисе меня пытались развести на разрезание катализатора, прочищение и последующее сваривание корпуса. Соответственно и цена у них на такую сложную (и бесполезную) работу была соответствующая.
P.S.В данной статье рассматривается только механическое удаление катализатора, вопрос настройки ЭБУ и установка обманок (если потребуется) тема отдельного разговора. Как правило лучше искать ответ на этот вопрос в автомобильных клубах по моделям. Связанно это с индивидуальностью конкретной модели.
Ключевые слова: Ремонт катализатора, промывка катализатора, восстановление катализатора, удаление катализатора.
Последний раз редактировалось 28.07.2011г